НИБУР (NIEBUHR) Рейнхольд

НИБУР (NIEBUHR) Рейнхольд
(1892-1971) - амер. протестантский теолог, представитель "диалектической теологии" . В 1915-28 - пастор в Детройте, с 1928 - проф. теологии в Нью-Йорке. В начале своей деятельности Н. разделял идеи "либеральной теологии". Знакомство с европ. неоортодоксальной теологией, в частности с работой Э. Бруннера "Теология кризиса", обусловило принятие Н. позиций этого направления. Мировую известность Н. принесла кн. "Моральный человек и аморальное общество" (1932), в которой он разрабатывал концепцию природы человека и истории. Н. стремился к созданию падежных средств обоснования современного протестантизма, этому должен был служить синтез философского иррационализма с библейско-евангелической мифологией, возможный потому, что центральной проблемой и теологии, и философии является проблема человека.

Особое место в творчестве Н. занимает кн. "Природа и судьба человека"  (1941-43), в которой он пытается реализовать идею этого синтеза применительно к истории философии, антропологии и философии истории. Н. видит источник экономического и политического кризиса в тотальном кризисе человека. Особое внимание он уделяет категории "греховность", трактуя ее предельно широко. Человек грешен изначально, по своей природе. Он обладает творческой способностью и свободой воли и в силу этого способен как к творчеству, так и к разрушению. Греховность человека состоит в том, что он неизбежно стремится к отрицанию своей зависимости от Бога. В греховности человеческой природы Н. видит причину не только социальных кризисов, но и захватнических войн, агрессии. Преодоление греховности возможно только в религиозной жертвенности и искуплении. В связи с этим религия приобретает в его концепции важнейшее значение: она призвана раскрыть человеку греховность его природы, пробудить в нем чувство вины перед Богом и тем самым направить его на путь самосовершенствования. Опираясь на свой анализ человеческой природы, Н. конструирует концепцию философии истории. История для Н. - сфера столкновения иррациональной свободной воли человека и воли Бога. Пытаясь подчинить неподвластную ему и непознаваемую историю, человек неизбежно получает результаты, прямо противоположные желаемым. В этом состоит "ирония истории" . Именно поэтому Н. считает, что социология как наука бессмысленна, так же как и идея социальных преобразований. Он убежден, что социальные противоречия в принципе неразрешимы, их можно лишь смягчить. Поэтому человек должен заниматься совершенствованием своей собственной природы и "свободного духа". В ходе истории и в процессе индивидуального развития, указывает Н., возрастает свобода человека только по отношению к природе. Иное дело история. В ней свобода невозможна, поскольку человек не в состоянии правильно разобраться в различных исторических связях, которые накладываются друг на друга, он даже не может иметь вполне достоверное знание о них. Кроме того, невозможно полностью учесть игру случайностей в истории. Поэтому оптимистический взгляд на историю Н. считает несостоятельным. История "ожидает" осуществления "царства божьего" и реализации идеалов любви, братства и справедливости. Но это "царство божье" оказывается не реальной возможностью, а лишь религиозно-эсхатологическим образом. Построение бесклассового общества является "важнейшим притязанием" человека, но оно абсолютно лишено оснований. Осуществление коммунистических идеалов невозможно в той же мере, в какой невозможно осуществление на земле христианского идеала любви. По собственному признанию Н., он двигался влево в сфере политики и вправо - в сфере теологии, пытаясь связать аполитичную христианскую религию с политическим реализмом марксизма.

H.A. Минкина

Христос и культура. М., 1997; The Nature and Density of Man. A Christian Interpretation. N.Y., 1941-43; Moral Man and Immoral Society. N.Y., 1960; Systematic Theology. Chicago, 1955-59; Faith and History. L., 1949; The Irony of American History. N.Y., 1952.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "НИБУР (NIEBUHR) Рейнхольд" в других словарях:

  • НИБУР (Niebuhr) Рейнхольд — (1892 1971) американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии; с нач. 30 х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 нач. 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру в прогресс …   Большой Энциклопедический словарь

  • НИБУР —         (Niebuhr) Рейнхольд (21.6.1892, Райт Сити, Миссури, 1.6.1971, Стокбридж, Массачусетс), амер. протестантский теолог, представитель диалектической теологии. В условиях экономич. кризиса 1929 33 и разочарования в либерализме возглавил… …   Философская энциклопедия

  • Нибур Рейнхольд — Нибур (Niebuhr) Рейнхольд (21.6.1892, Райт Сити, Миссури, ‒ 1.6.1971, Стокбридж, Массачусетс), американский протестантский теолог, представитель диалектической теологии. Пастор в Детройте (1915‒28), с 1928 ‒ профессор теологии в федеральной… …   Большая советская энциклопедия

  • Нибур, Рейнхольд — НИБУР (Niebuhr) Рейнхольд (1892 1971), американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии. С начала 30 х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 начала 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НИБУР — (Niebuhr) Рейнхольд (1892 1971), американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии. С начала 30 х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 начала 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру …   Современная энциклопедия

  • Нибур Рейнхольд — (Niebuhr) (1892 1971), американский протестантский богослов, близкий кругу идей диалектической теологии; с начала 30 х гг. выступил с критикой либерального протестантизма XIX  начала XX вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру в… …   Энциклопедический словарь

  • Нибур — I Нибур (Niebuhr)         Бартольд Георг (27.8.1776, Копенгаген, 2.1.1831, Бонн), немецкий историк античности. Сын датского путешественника ориенталиста Карстена Нибура. Преподавал в 1810 13 в Берлинском университете, с 1823 в Боннском… …   Большая советская энциклопедия

  • НИБУР Рейнхольд — (Niebuhr, Reinhold) (1892 1971), американский протестантский теолог, родился 21 июня 1892 в Райт Сити (шт. Миссури) в семье протестантского пастора. Образование получил в Элмхерстском колледже (шт. Иллинойс), Иденской теологической семинарии… …   Энциклопедия Кольера

  • Нибур, Рейнгольд — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нибур. Карл Пауль Рейнхольд Нибур (нем. Karl Paul Reinhold Niebuhr; Райт Сити, Уоррен (округ, Миссури); 21 июня 1892 1 июля 1971; Стокбридж (Массачусетс))  американский… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»